карьера

Грабли и карьерная мудрость: ведь и отсюда все прекрасно видно!

Время чтения: 5 мин.
Никогда не забывайте, что люди, с которыми вы взаимодействуете в рамках своей компании, находятся на разных этапах своей собственной карьеры. Их собственный карьерный этап очень сильно определяет их поведение и их собственные интересы.

Я наступил на эти грабли два раз сам, прежде чем понял одну карьерную мудрость.

Сначала анекдот.

К берегу реки подходят трое мужчин: 20 лет, 40 лет, и 60 лет. На другом берегу реки лежат три прекрасные обнаженные девушки. Недвусмысленными сигналами дают понять мужчинам, дескать давайте на наш берег и будем веселиться. 20-летний сразу же прыгает в воду, начинает яростно призывать двух других мужчин плыть вместе с ним как можно быстрее. Очевидно же, что всего-то нужно добраться на другой берег реки, который так близко, и получить награду. Молодой рьяно гребет и уверенно продвигается к цели. Тот, которому 40, искренне соглашается, что плыть однозначно надо, но не спешит плыть сам. Он начинает рыскать по берегу и искать какое-нибудь плавательное средство. Его устроит лодка или плот. Он уже ищет минут 20 и непонятно найдет ли. Тот же кому 60, достает из рюкзака покрывало, расстилает на берегу реки, с наслаждением на него садится, и говорит двум другим «Друзья, зачем плыть? Ведь и отсюда все прекрасно видно».

В контексте построения карьеры в корпорации из этого анекдота можно выделить ряд важных моментов.

Карьерный этап людей вокруг вас и что их «заводит»

Никогда не забывайте, что люди, с которыми вы взаимодействуете в рамках своей компании, находятся на разных этапах своей собственной карьеры. Их собственный карьерный этап очень сильно определяет их поведение и их собственные интересы.

Этот этап может быть объективным, а может быть и субъективным. «Дальше я по карьере и не смогу продвинуться. Моя нынешняя должность — мой потолок.  Я выше особо то и не хочу». 

Чем дальше люди продвинулись по своей карьере, тем больше они нацелены на сохранение достигнутого, чем на достижение нового. Это, конечно же, не универсальное правило, но настолько сильно распространенное, что всегда прилагайте усилие точно убедиться с кем вы имеете дело. Можно потратить очень много энергии на попытки сдвинуть с места того, кому и отсюда все прекрасно видно. Особенно в эту ловушку попадают молодые и амбициозные. Если ваш руководитель, или ключевой человек на вашем карьерном этапе в этой компании один из тех кому «и отсюда все прекрасно видно», то это нужно понять как можно раньше. То что он такой — это ни хорошо и ни плохо. Это просто факт расклада, с которым вы имеете дело. Как им оперировать обсудим чуть ниже.

Никогда не забывайте, что люди, с которыми вы взаимодействуете в рамках своей компании находятся на разных этапах своей собственной карьеры.

Второй важный момент — это девушки на другом берегу. Пикантный момент анекдота весьма очевиден. С возрастом мужская функция может угаснуть и молодые прекрасные девушки на том берегу ну просто по определению не представляют интереса. Никогда не забывайте, что то на что «встает» у вас, даже при наличии подъемного крана может не поднять тоже самое у нужного вам человека. Поэтому важность нахождения того, на что «встает» у нужного вам человека — важный навык.

(Кстати, про подъемный кран это тоже анекдот. Учитель физики спрашивает у класса: «Что тяжелее всего на свете?». Маша: «Слон!», Петя «Космический корабль!», Вовочка: «Х**!». Учитель в шоке и просит объяснить. Вовочка объясняет: «Если х** не встает, то никаким краном не поднимешь!»)

Что делать с теми, кому «и отсюда все прекрасно видно?»

Вернемся к вопросу о том, как себя вести в ситуации, когда ключевой вам человек нацелен на удержание имеющегося, а вам объективно нужно завоевывать, чтобы двигаться дальше, но нацеленный на удержание ключевой игрок либо осознанно, либо неосознанно вас сдерживает, вплоть до того, что полностью вас тормозит. Вариантов множество. Каждый из них требует разного рода навыков и виртуозности, а так же дает разные результаты в рамках разного профиля рисков.

Самый очевидный вариант, находящийся в одной крайности спектра — бросить. Зачем тратить время на такого человека? Найдите себе того, кому есть еще что завоевывать, и завоевывайте вместе с ним. Причем «бросить» не обязательно значит сменить должность, или компанию. «Бросить» можно и другим способом, например начав работать на (или в связке) с другим человеком, не тратя имеющиеся силы и энергию на «сидящего на берегу».

Другой вариант из другого края спектра. Вариант требующий виртуозности, очень рискованный, но в случае выигрыша вы получаете огромный куш — создайте кризис внутри владений нужного вам человека. Единственное, на что реагируют подобные люди сразу и очень четко это на возможность потерять имеющееся. Вы можете целиться в два сценария: создать кризис, героически его решить, и тем самым заработать полное доверие этого человека, потому что вы помогли ему сохранить нажитое (а с доверием появляется свобода действий и доступ к ресурсам); другой сценарий этой создать кризис и через кризис показать всю несостоятельность и потерю амбиций у этого человека, и тем самым при определенной сноровке занять его место. Потеря амбиций в рамках корпорации — почти что смертный грех. Рынок не дремлет, конкуренты, и просто голодные с радостью отхватят кусок у вашей компании. Если компания здоровая и оперирует в рамках рыночной конкуренции, то у нее по определению есть защитные механизмы, которые при очевидной потери амбиций у наделенных властью людей этих самых людей будут выводить из игры.

Между этими двумя полюсами находится огромный спектр промежуточных сценариев.

Немного опосредованно от основного спектра стоит модель поведения более пассивная и долгосрочная. Помогайте этому человеку сохранять нажитое и, может быть, в момент когда он решить уйти (или его двинут дальше) он оставит нажитое (или часть нажитого) вам.

Конкретный сценарий и модель поведения зависит от вашего психологического профиля и карты ваших навыков.